Культура тюрков 10-начало 13 вв. 1 Рост числа городов icon

Культура тюрков 10-начало 13 вв. 1 Рост числа городов




НазваниеКультура тюрков 10-начало 13 вв. 1 Рост числа городов
Дата публикации11.04.2013
Размер71.5 Kb.
ТипДокументы
источник

Культура тюрков 10-начало 13 вв.

1 Рост числа городов.

Рост числа городов, развитие оседлой культуры на территории Казахстана наблюдается в Х-ХП вв., в этот период самыми крупными городами на территории Казахстана были Испиджаб и Отрар. Средоточием городов являлся Южный Казахстан в междуречье Арыси и Сырдарьи.

Только на территории Жетысу найдено более ста средневековых городов.

Увеличение территории городов за счет формирования и роста рабада (внешней части города) наблюдается в Х-ХП вв. В этот же период увеличивается число городских жителей за счет оседания кочевников.

Районы

Города, расположенные на их территории

Среднее течение р.Арысь

Усбаникет

Впадение Арыси в Сырдарью

Отрар

Шавгар (Йасы)

Карнак, Карачук, Шур, Сауран

Среднее течение Сырдарьи

Сюткент,

Нижнее течение Сырдарьи

Сыгнак, Жанкент, Ашнас, Баршынлыкент

Северные предгорья Каратау

Баладж, Берукет

Юго-запад Жетысу

36 городов, Тараз

Северо-восток Жетысу

70 городищ, Алматы, Талхир

Подножия Улытау

Баскамыр и Аяккамыр

Берега реки Кенгир

Сарайлы и Торайлы


^ 2. Изменения в градостроительстве.

В Х-ХП вв. на территории Казахстана архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с канонами ислама. С распространением ислама новым элементом в градостроительстве Х-ХП вв. на территории Казахстана являлось строительство мечетей и бань. Формирование рабадов. Увеличение площади городов.

Ташнау – санитарно-очистительные устройства средневекового дома. Жилища в Жетысу имели центрический план.

^ 3. Развитие ремесел. По сравнению с ранним средневековьем гончарные изделия стали более прочными и изящными, разнообразными по форме.

Города

Археологические находки

Отрар, Куйрыктобе, Талгар, Тараз

Остатки гончарных мастерских

Отрар

Две восточные бани

Отрар, Тараз, Туркестан

Посуда из стекла (10 век), изготавливалась путем выдувания

Алматы, Талгар

Остатки кузнечных мастерских

Алматы

Боевой лук, наконечники стрел из кости.


В средневековом Казахстане расширению и укреплению взаимоотношений между городом и кочевым миром способствовала, прежде всего, заинтересованность во взаимной торговле.

4. Архитектура. С 11 в. широко стал применяться резной и шлифованный кирпич – прообраз архитектурной терракоты (обожженной цветной глины).

Архитектурные памятники.

Название памятника

Датировка

Где находится

Минарет Боран

Конец 10 – начало 11века

Жетысу

Мечеть (из обожженного и сырцового кирпича)

Наиболее ранняя

Город Куйрыктобе

Мавзолей Бабаджа-Хатун (купольное сооружение с квадратными порталами из обожженного кирпича)

10-11 вв.

В 18 км западнее Тараза

Мавзолей Айша-Биби (наружные стены покрыты терракотовыми плитками)

11-12 вв.

В 18 км западнее Тараза

Две восточные бани (использовалась колодезная вода)

11-12 вв.

Отрар

Баня (действовала до 60 гг. 20 века)




Туркестан


5.Религия.

Доисламские верования.

  • В Сырдарьинском регионе был широко распространен культ барана (у Огузов и туркмен). Он связан с зороастрийским фавном. У некоторых народностей фавн –бог полей и лесов, покровитель стад, символ изобилия, счастья и здоровья.

  • Поклонение огню. При раскопках городов Куйрыктобе и Отрар обнаружены в зажиточных домах богато украшенные очаги. Поклонение огню казахи и кыргызы связывали со священной Умай ана.

  • В Семиречье - зороастризм, христианство несторианского толка, буддизм и др.

^ Распространение ислама началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан. Арабский полководец Кутейба ибн Муслим в 709 г. Захватил Бухару, в 714 г. Шаш, совершил поход на Испиджаб. Арабский полководец Насыр ибн Сейяр в 737-748 гг. завоевал ряд регионов Средней Азии и Казахстана. Арабский историк аль-Макдиси упоминал о мечетях, возведенных в 10 в. В городах Южного Казахстана и Семиречья, когда они стали обязательными городскими сооружениями: в городах Куйрыктобе, Баласагун, Тараз и Отрар. Укрепление позиций ислама можно также проследить по погребальным обрядам: умершего укладывали головой, обращенной в сторону Мекки, а обе руки складывались на груди. Во 2 половине 12 века среди кыпчаков, живших близ Хорезма, началось широкое распространение ислама. Укрепление исламской религии оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей науки и знаний.


^ 6. Развитие науки и образования. С X в. в Южном Казахстане, с широким распространением ислама, литературные и научные произведения стали писать на арабском языке.

Ученые

Биографические сведения

Научные и литературные труды

Абу Насыр аль-Фараби

(870-950 гг.)

Один из первых ученых Востока,

был назван «вторым учителем» после Аристотеля.

Родился в городе Весидж, округе Фараб (Отрар), здесь получил образование на кыпчакском языке.

Изучал арабский язык в Исфагане, Багдаде и Дамаске. Ученый-философ, музыкант, математик, медик. Доказывал, что человек может познать мир посредством своих чувств и разума. Писал свои труды арабским письмом.


Труды по логике, медицине, космологии, анатомии, философии, юриспруденции, математике.

Абу Райхан аль-Бируни

(973-1050 гг.)

Ученый-энциклопедист, продолжил традиции Абу Насыр аль-Фараби. Автор свыше 150 научных трудов по истории, математике, географии, астрономии, медицине и др.

Впервые на Востоке высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца, открыл закономерность движения небесных тел. За 500 лет до открытия Коперника научно доказал геоцентрическую систему мира, за 600 лет до Галилея и Ньютона – закон всемирного тяготения.

«Канон Масуда об астрономии и звездах», «Памятник прошлых поколений», «Благородные камни».

Юсуф Баласагуни

1021-1075 гг.

Родился в Баласагуне. Был противником тех, кто писал свои труды на арабском и персидском языках, пренебрегая родным языком.

За создание произведения «Кутадгу билик» каган присвоил Юсуфу Баласагуни титул «главного визиря».

Одним из первых научных трудов, написанных на тюркском языке, является произведение XI в. «Кутадгу билик». В этой книге отражены общественно-политическая жизнь, обычаи, традиции и верования тюркских народов XI в., образцы легенд, пословиц и поговорок.


Махмуд Кашгари

(1030-1090 гг.)

Его отец родился в Кашгаре. Получив начальное образование в Кашгаре, Махмуд Кашгари продолжил его в крупных городах Средней Азии и Ирана. В совершенстве владея арабским языком, приобретенные знания он направил на изучение родного народа.

Ученый-тюрколог Н.А.Баскаков утверждает, что в изучении тюркских языков первопроходцем среди исследователей был Махмуд Кашгари. Ученый А.Н.Кононов писал, что при создании своей книги Махмуд Кашгари ставил цель - прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он не ниже арабского языка.


История, этнография, устное народное творчество, язык тюркских народов эпохи средневековья отражены в книге «Диуани лугат ат-тюрк», состоящей из 3 книг. Включает слова тюркских племен, сведения о топонимах, истории, этнографии, фольклоре тюрков 11 века.

Ахмед Иугнеки

Поэт эпохи Караханидов, прозванный при жизни «предводителем мудрецов» - призывал людей быть честными и добросердечными.

поэма «Дар истины», написанная на тюркском языке.

Ахмед Иасауи

1103-1167 гг.

Выдающийся мыслитель, поэт и проповедник мусульманской религии в Казахстане. Его отец Ибрагим был известным ученым. Мать Айша являлась дочерью шейха Мусы. Грамоте обучился у отца. Жил в Туркестане. Ахмед остался сиротой в семилетнем возрасте. Воспитывался у своей сестры Гаухар-Шахназ. Учился в Бухаре, где овладевал религиозными знаниями у Юсуфа Хамадани, после чего вернулся в Туркестан.

Учителем Ахмеда Иасауи был Арыстан-Баба

В своем произведении «Диуан-и-Хикмет» проповедует любовь к Всевышнему, смирение, аскетизм и бичует изворотливых подхалимов. «Диуан-и-Хикмет» Ахмеда Иасауи написана на тюркском языке арабским алфавитом.

Сулеймен Бакыргани.

Один из учеников Ахмеда Иасауи, великий поэт, автор учебников по богословию. Известен в народе как Хаким-ата.

В своих стихах воспевал добрые отношения между людьми.

Али

Акын.

Поэма «Жусуп-Злиха». В ней воспеваются честность и преданность в любви, а также имеются религиозные мотивы.

.



Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Культура тюрков 10-начало 13 вв. 1 Рост числа городов icon10 фактов о курении
Ддт, формальдегид, сероводород, метиловый спирт и соединения никеля. Они являются канцерогенными, то есть способными повредить генетический...

Культура тюрков 10-начало 13 вв. 1 Рост числа городов iconРеспублика Казахстан г. Алматы, пр-т Гагарина 155, оф 03
Интернете. Мы создадим сайт по вашему заказу, будем следить за его работоспособностью, своевременно наполнять его информацией, увеличивать...

Культура тюрков 10-начало 13 вв. 1 Рост числа городов iconСправочник по Отечественной истории До нашей эры
Возникновение культур бронзового века: Срубная культура в степных и лесостепных районах Украины и Европейской части России; Абашевская...

Культура тюрков 10-начало 13 вв. 1 Рост числа городов iconГосударственное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский колледж им. Н. А. Римского-Корсакова» История мировой культуры. Тематическая разработка для студентов
Понятие «культура» многозначно и сложно. Культура в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие,...

Культура тюрков 10-начало 13 вв. 1 Рост числа городов iconВопросы к экзамену
Определение комплексных чисел. Действительная часть и мнимая. Комплексно – сопряженные числа. Противоположные числа

Культура тюрков 10-начало 13 вв. 1 Рост числа городов iconЛекція №1 09. 12 Поняття «Культура»
В прямому значенні слово «культура» перекладається з латини як «обробка». Цей давній термін і зараз використовується в сільському...

Культура тюрков 10-начало 13 вв. 1 Рост числа городов iconЛекція №1 09. 12 Поняття «Культура»
В прямому значенні слово «культура» перекладається з латини як «обробка». Цей давній термін і зараз використовується в сільському...

Культура тюрков 10-начало 13 вв. 1 Рост числа городов iconЛекція №1 09. 12 Поняття «Культура»
В прямому значенні слово «культура» перекладається з латини як «обробка». Цей давній термін і зараз використовується в сільському...

Культура тюрков 10-начало 13 вв. 1 Рост числа городов iconЛекція №1 09. 12 Поняття «Культура»
В прямому значенні слово «культура» перекладається з латини як «обробка». Цей давній термін і зараз використовується в сільському...

Культура тюрков 10-начало 13 вв. 1 Рост числа городов iconУсловные операторы
Даны три целых числа. Возвести в квадрат отрицательные числа и в третью степень — положительные (число 0 не изменять)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©edushkola.ru 2000-2013

контакты
Документы